Жизнь в пространстве
отношений
Персональный сайт психолога Ирины Сердечной

Женщины, воспитанные бабушкой.

Женщины, воспитанные бабушкой.

Screenshot 2018-09-16 at 17.55.01.png

Так много написано книг и статей об отношениях дочери и матери. Тому есть основания : в основе проблем женщин, обращающихся за помощью к психологу почти не встретишь теплых и открытых отношений матери и дочери.
Но есть и еще один интересный феномен, который, как мне видится, нуждается во внимании психолога: женщины, которым бабушка заменяла, по сути, мать, да, в прочем и отца. В моей практике за последнее время таких примеров было много.
Чем особенна женщина, которую растила бабушка? Бабушка, которая была самой близкой и понимающей из всех, кто окружал девочку? Бабушка, которая оберегала, заботилась, открывала девочке тайны своей юности, была для девочки подлинным идеалом?
Наверное, закономерно, что женщины, обратившиеся  ко мне за помощью, приходили вскоре после смерти бабушки. Бабушки, даже если были не очень старенькими, но умирали  тогда, когда женщины были еще не очень взрослыми. Потеря самого близкого человека – бабушки была большой травмой, потерей того защитника, доброго ангела, который сопровождал их в жизненном пути.
В этой статье мне хочется попытаться описать феномен женщины воспитанной бабушкой. Возможно, моим коллегам этот материал будет полезен для работы в похожих случаях. Но больше мне бы хотелось быть услышанной молодыми пока еще мамами, чьи дочки "отданы" буквально или символически на воспитание бабушкам. Возможно, понимание того, что может происходить с судьбой такой девочки, позволит маме изменить свою позицию по отношению к дочери пока еще возможно что-то изменить.
Как так случается, что бабушка становится единственным близким человеком для маленькой девочки? Предполагаю, что в этом есть вклад и самой бабушки. Привычка контролировать жизнь своей дочери, которая выражается в ежедневной опеке, заботе иногда остается до конца жизни бабушки. Привыкшая вникать во все сферы жизни дочери бабушка,  и тогда когда дочь обзаводится своей семьей, автоматически продолжает свою родительскую функцию. " Отдохни, давай ребенка мне, я посижу – выходи на работу…и так далее…" . Согласитесь, соблазнительные предложения для молодой мамочки, которая устает, скучает по не обременённой заботами жизни в девичестве. Так и случается раз за разом, день за днем. "Мне лучше у бабушки" - говорит девочка. Логично : бабушка прошла все этапы воспитания давным – давно. Все делает с легкой руки. А мама напряженная, тревожная, не такая умелая. Сначала с улыбкой и грустью мама машет девочке рукой, когда оставляет её со своей мамой. Потом уже это само собой разумеется. Ведь мама знает, что с бабушкой надежно и безопасно.
Надежно, безопасно, удобно с бабушкой. Но контакт мамы и дочки в конце концов сходит на нет. У бабушки и внучки появляется какая-то своя, только им понятная жизнь и очень крепкая связь. Связь легальная, её никто не пытается поставить под сомнение. Святое дело – бабушкина любовь.
Так потом и живут. Бабушка – большая мама. Мама – вроде старшей сестры. А дочка- младшая мамина сестренка. И у сестренок, у которых разница в 25 лет, конечно, зарождается нешуточная конкуренция.
Какими они становятся, женщины, воспитанные бабушкой?
- Очень ответственными. С обостренным чувством долга и вины. Вины перед мамой, что нет той любви, как к бабушке. Долгом перед бабушкой. Бабушка взяла на себя ношу растить, воспитывать, любить, которую не взяла на себя собственная мать.
- Не по годам взрослыми. Близость человека, жизнь которого подходит к концу создает у ребенка определенный взгляд на жизнь. В юности такие женщины часто не умеют быть веселыми, легкими со своими сверстниками. Какой-то необъяснимый груз тяготы жизни не дает быть беззаботной и счастливой.
- В отношениях со своей матерью они часто меняются ролями. Мама, которая не пережила в полноте материнских забот и обязанностей, так и остается юной до конца своих дней, благодаря бабушке. А внучка, воспитанная бабушкой, впитавшая её взрослость, предусмотрительность, мудрость в контакте с мамой, оказывается вдруг не по годам зрелой, осуждающей мать за инфантильность, неспособность справляться с делами.
- Эти женщины, воспитанные бабушками не были нелюбимыми. Они были любимы и умеют любить. Но в их субъективном мире любовь это скорее страдание, чем счастье. Это скорее долг, чем свобода.
- Они считают себя плохими, дефективными, ненужными, негодными. В их прошлом опыте они пережили, пусть в такой завуалированной форме, но отказ матери от них. Они не могут понять почему? Они не помнят, как так произошло, что бабушка стала им мамой. Но они всегда ждали маму. И тогда, когда бабушка была рядом. Они ждали вместе. И в этой совместности ожидания, мыслей , чувств о маме вместе с бабушкой, они сливались, соединялись в единое целое. И девочка теряла свою отдельность, как человека. Теряла понимание: кто я? Ведь так все запутано …кто чья мама?
- Они злы на своих мам в глубине своих переживаний. В их злости много презрения, высокомерия, уничижения матери. Мать – глупая легкомысленная девочка. Бабушка – вот это человек, вот это женщина, которая достойна уважения и подражания!
Если бы знали бабушка и её дочь, куда приведут благие намерения…
Уже нет бабушки. И внучка сама уже мама. И даже скоро тоже станет бабушкой. Но боль и точка её по своей родной маме не утихает. И вернуть ничего не возможно. Можно только учиться на чужих ошибках, не повторяя их для своих детей.

Записаться на консультацию/спросить